Никаких неожиданностей во время всенародного волеизъявления пока не отмечено: Басаев, в избирательные бюллетени не внесенный, в списках избирателей не значащийся, с гор не спустился. Официально в голосовании приняло участие более 66% населения республики при необходимой минимальной явке в 25%. Что, впрочем, странно: на прошлых голосовательных спецмероприятиях явку оформляли куда более высокую – тогда накручивали аж под 97 %!
В любом случае никто не смог помешать "Единой России" набрать заранее оговоренные 60 %. Следом за ней, хотя и с большим отрывом, но все же солидной походкой дефилируют КПРФ со своими 12% и СПС, у которого чуть больше 10%. Остальную процентную мелочь подбирают прочие партийные "гиганты", среди которых значится не только "Яблоко", но и совершенно экзотический "Евразийский союз".
Комментировать весь этот цирк уже даже не смешно, потому что любой человек, хотя бы раз за последние годы побывавший в Чечне за пределами Ханкалы, просто ухмыльнется, прочитав эту раскладку. Ибо невозможно поверить, что в воюющей вот уже 12-й год республике есть такие партии – КПРФ, СПС или "Яблоко". И что в здравом уме и трезвой памяти, не заходя ни в какие кабинки, да еще и под дулом автоматов, кто-то будет старательно ставить галочку там, где хочется, перед тем как опустить бюллетень в урну. А уж старики-пенсионеры - основной российский электорат коммунистов - в той же Чечне добровольно скорее проголосуют не за КПРФ тов. Зюганова, а за "Аль-Каиду" гр. Усамы бен Ладена, за Басаева, на худой конец, да еще при этом и зикр спляшут, как они это и делали в иные годы.
Впрочем, это лирика, поскольку никакой "Единой России" как реально действующего партийного отделения в Чечне тоже нет. Зато есть мощная и прожорливая чиновничья прослойка, дружно записавшаяся в партию власти, чтобы далеко не отрываться ни от этой самой власти, ни от вполне конкретного финансового пирога, положенного самим фактом принадлежности к ЕР.
Весьма примечательно, что самым первым победителем этих захватывающих "тараканьих бегов", первым депутатом так называемого "парламента Чеченской Республики" стал комендант Итум-Калинского района полковник Александр Радван, за которого проголосовало 1607 избирателей из 3252. С учетом того, что львиную долю проголосовавших "за" составляют дислоцированные в этом горном районе военнослужащие погранотряда и прочих федеральных сил, комментарии, как говорится, излишни: воистину "народное волеизъявление"!
Впрочем, еще товарищ Сталин как-то вполне мудро заметил: совершенно неважно, кто и как будет голосовать, зато чрезвычайно важно, кто и как будет считать голоса. Вот уж с этим, смею заметить, в мятежном крае традиционно полный порядок: что бы ни творилось вокруг избирательных участков, сколько бы мин и фугасов не рвалось, какая бы стрельба и канонада не шла – подсчитают все быстро и точно, как доктор (читай "начальник") прописал. Точно так же в конце 1995-го, когда федеральные силы символически едва контролировали даже Грозный, все дружно и чуть ли не единогласно "избрали" Завгаева. Чтобы потом несказанно удивиться, когда после какие-то отдельные "отщепенцы" учинят безобразия и даже возьмут Грозный.
Впрочем, потом будет полный порядок, и сначала в Чечне проведут перепись, а затем и все остальное. Представляете себе перепись в воюющей республике, где лишь световой день принадлежит федеральным силам, да и то относительно, зато ночь – безотносительно не федеральная, где несть числа рвущимся на дорогах фугасам?! Потом будут не менее экзотичные и "убедительные", "референдум" марта 2003-го и "выборы" Кадырова в сентябре того же года, декабрьские же "выборы" в Госдуму, плавно перетекшие после ликвидации Кадырова в "выборы" Алу Алханова...
Голосования 2003-го автор этих строк наблюдал своими глазами и потому рискнет утверждать: если это выборы, то я тогда – римский император. Ибо от всего этого всегда за версту несло откровенным фарсом и любопытно было видеть практически пустые избирательные участки того же Грозного, резко опустевшего в канун события. А потом читать сообщения избиркома, что чуть ли не 100 процентов грозненских избирателей явились к урнам, чтобы, как в "старые добрые времена", в едином порыве отдать свой голос "нерушимому блоку коммунистов и беспартийных". Или наблюдать, как в Урус-Мартане под внимательным взглядом дюжих автоматчиков избиратели осведомляются у сотрудников местного избиркома, куда нужно ставить галочку, тут же ставя ее туда, куда и сказали, разумеется, без захода в кабинки. Да и кабинок этих, если честно, не обнаружил, а на мой недоуменный вопрос товарищи, которые потом все это будут считать, резонно ответят: "А зачем это нам? Мы ведь люди открытые, нам нечего скрывать, зачем нам эти кабинки? К тому же все и так ясно, есть же план..."
Применительно к нынешнему шоу логика даже разумная: никаких партий, включая ЕР, в чеченской природе не существует. Так что все эти голосования по партийным спискам – чистейшей воды профанация. Да и наивно было бы считать, что чеченские чиновники в состоянии внятно изложить хотя бы какую-то партийную платформу или обозначить идеологические позиции. Поскольку реально различаются тут интересы конкретные. Так что подковерная схватка и кулуарные торги за места в этом высоком собрании велись между кланами, уже контролирующими те или иные финансовые потоки, те или иные сферы бизнеса и кабинеты.
Цена вопроса, опять же, конкретно-финансовая (на все есть свои расценки), а для Рамзана Кадырова еще и перспективно-политическая. Так как от того, скольких своих людей он проведет в "парламент", с какими кланами и на каких конкретных условиях он договорится и будет зависеть, и то, насколько внешне легитимно он станет во главе Чечни "федеральной" уже в 2006-2007 годов, и то, контроль за какими финансовыми потоками он сумеет сохранить, на какие денежные источники наложит лапу. Ибо без финансовой подпитки господин Кадыров не сможет содержать свою гвардию (по последним сообщениям прессы, это уже чуть ли не 30 тысяч "штыков"!), а без этих бойцов, в свою очередь, не сможет контролировать денежно выгодные сферы и поддерживать свой "политический" рейтинг. А то, что, став "легитимным" (не в последнюю очередь, благодаря и этим "выборам"), авторитарный режим Кадырова-младшего в любой момент запросто может обрушить всю эту мощь на федералов, вот это уже никого в Кремле не волнует. Впрочем, это, действительно, уже другая история, расхлебывать которую будут вовсе не те, кто сейчас занимает высокие кремлевские кабинеты.