Издателя обвиняют в разжигании национальной и межрелигиозной розни (ст.282 УК РФ) за распространение популярной среди мусульман книги "Личность мусульманина". Подарочное издание книги, выпущенное к 1400-летию ислама в России и сопровожденное вступительным словом председателя СМР Равиля Гайнутдина, рассматривалось экспертами и было запрещено судом.
Как говорит издатель, последнюю партию книг "Личность мусульманина" он отправил на реализацию в ноябре 2007 года, а Росрегистрация опубликовала список экстремистской литературы, где и значилось это издание, спустя месяц — в декабре. Об августовском решении Бугурусланского суда, запретившего "Личность мусульманина", москвич Эжаев даже не подозревал. Тираж книг изъяли в магазинах Башкирии в ходе рейда в марте 2008 года. По словам сотрудника следственного отдела по Юго-Восточному округу Москвы, закон позволяет привлекать к ответственности не распространителя, а издателя.
Согласно мнению бугурусланских экспертов, в "Личности мусульманина" "отмечены факторы, способствующие возбуждению вражды между людьми по признаку отношения к религии, содержание данной брошюры изменяет поведенческие реакции в обществе человека, принявшего идеи, предлагаемые в данной брошюре".
В свою очередь председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль в интервью корреспонденту Собкор®ru заявил, что считает возбужденное уголовное дело в отношении Эжаева очередной политической провокацией.
"Данное дело относится к тому же идиотизму, что и запрет других книг. Нигде, кроме России, по подсказке прокуратуры и ФСБ, суды не признают книг запрещенными не опираясь на заключения экспертов. При этом книга была издана до того, как ее внесли в список запрещенной литературы. А как известно, закон обратной силы не имеет. Около двух месяцев назад эту книгу обнаружили у одного из книготорговцев. А по закону книготорговец несет только административную ответственность. При этом книготорговец сообщил, что дату и в каком издательстве приобрел книгу. Интересно то, что возбуждается уголовное по факту не на издательство, а на человека. Это является прямым нарушением Конституции России. Также, возможно, активизация в отношении Эжаева связана с моим недавнем выступлением на пресс-конференции, на которой я озвучил пять требований к власти. Одним из этих требований является отмена списка запрещенной литературы", - сказал Джемаль.
Запрет "Личности мусульманина" и других популярных книг за якобы содержащиеся в них призывы к экстремизму вызвал протест среди авторитетных общественных и политических деятелей страны. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин заявил о некомпетентности российских экспертов и судей в данном вопросе.
Глава СМР Равиль Гайнутдин заявил в феврале этого года, что внесение мусульманских книг в список экстремистских материалов, запрещенных к распространению на территории России, нарушает принцип свободы вероисповедания.