"Давайте предположим, что он просто не так понял присяжных и подумал, что они не хотят видеть на заседании никакую прессу. Но даже в этом случае он нарушил закон, поскольку должен был распустить всю коллегию – никаких предусмотренных УПК оснований на закрытие процесса не было", – сказал Резник. В том случае, если судья решил за присяжных, судье должен быть заявлен отвод, считает Резник. По его мнению, Зубов в любом случае повел себя неверно: в том случае, если бы он ошибочно воспринял просьбу присяжных, после их заявлений в прессе он должен был извиниться за непонятливость и открыть процесс.
"Тем не менее, это беспрецедентный случай", – резюмировал Резник.
По мнению бывшего прокурора Виктора Илюхина, шансы на то, что процесс может снова стать открытым, есть. "После того, что рассказал один из членов коллегии присяжных, я думаю, адвокатам стоит снова попробовать попросить об открытии процесса", – сказал Илюхин. Он также не исключил и возможности отвода председательствующего судьи. "Если присяжные действительно просто хотели присмотреться к прессе, а остальное за них додумал судья, то незыблемость его решения будет поставлена под большое сомнение если не адвокатами, то хотя бы обществом", – отметил бывший прокурор. "Тем не менее, все еще существует один важный момент: наше правосудие совершенно некомпетентно. У них понятие "целесообразность" важнее понятия "законность", – отметил Илюхин.
Напомним, 20 ноября Московский окружной военный суд объявил перерыв до 1 декабря в рассмотрении дела об убийстве Анны Политковской. Судья Евгений Зубов отложил слушания, сославшись на занятость Мурада Мусаева, адвоката подсудимого Джабраила Махмудова.
Однако сам Мусаев опровергает свою занятость. Он рассказал, что судья действительно заявил, что Мусаеву нужно участвовать в другом процессе. "Я встал и говорю: уважаемый суд, мне никуда не надо. В другом процессе – это громкое дело о беспорядках в Кондопоге, которое слушается в Петрозаводске – моих подзащитных защищают другие адвокаты, я обо всем договорился", – сообщил Мусаев. Однако судья настоял на своем и объявил перерыв до 1 декабря.
Напомним, 19 ноября один из присяжных по делу об убийстве Анны Политковской Евгений Колесов рассказал в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" о том, что присяжные не просили удалять прессу из зала судебных заседаний. 20 ноября 19 из 20 присяжных подали заявление на имя судьи с просьбой вернуть в зал заседаний пишущую прессу.
Однако сам Колесов отказался от участия в процессе и решил выступить на радио. Он сказал, что просит не считать себя больше присяжным заседателем, потому что не хочет "участвовать в неправильном суде".
Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где она проживала. Вскоре по подозрению в причастности к этому преступлению были задержаны уроженцы Чечни Рустам и Ибрагим Махмудовы, Магомед Демельханов. По делу были также задержаны бывший глава Ачхой-Мартанского района Чечни Шамиль Бураев и его знакомый подполковник ФСБ Павел Рягузов.
Позже уголовное преследование Бураева было прекращено. Кроме того, были освобождены из-под стражи Демельханов и некий Дмитрий Грачев, проходивший по этому делу. Обвинение в убийстве журналистки предъявлено трем фигурантам: Сергею Хаджикурбанову и братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым.