В Москве создано городское отделение "Солидарности". Членам политсовета и будущим членам постоянного комитета МГО в ближайшие месяцы предстоит доказать, что столичная "Солидарность" может быть влиятельной, динамично развивающейся оппозиционной структурой, а не только передовым отрядом федерального движения по проведению массовых акций. В связи с этим хотел бы поделиться своими мыслями, касающимися будущей работы новой организации.
Актуальность вместо "лузерства"
Когда я пришел в "Солидарность", у меня были серьезные сомнения по поводу будущего этого движения. Часть этих сомнений сохраняется до сих пор, как, наверное, и у многих из сегодняшних участников движения. Но я вспоминаю слова одного мудрого английского премьера: "Когда мы правы, мы часто сомневаемся, но ошибаемся мы обычно с полной уверенностью". Наши сегодняшние сомнения – это залог трезвого отношения к своему делу, так что не стоит их бояться.
Гораздо более опасен преследующий демократов все последние годы комплекс политического лузерства. То и дело в наших рядах раздается очередной плач по погибшим идеалам августа 91-го, про упущенные возможности реформаторов в 90-х, про закрытие независимых СМИ и т. д. У Бродского есть замечательная строчка: "Только с горем я чувствую солидарность"… Так вот, это не должно быть про нас. Наша "Солидарность" не должна строиться на совместном негативном опыте. Это превращает организацию в клуб анонимных алкоголиков. История 90-х завершена: демократы добились некоторых успехов в экономике, но полностью проиграли политику. И нам надо начинать завоевывать доверие людей с нуля, в том числе и в Москве. Если не завтра, то уже очень скоро от нас должна исходить уверенность, основанная на совместной реализации конкретных успешных политических проектов. В противном случае "Солидарность" станет очередным демократическим Франкенштейном, не способным к долгой самостоятельной жизни.
Чтобы стать успешными, нам нужно научиться быть актуальными.
Во всем, включая стиль движения. Это предельно важно, поскольку от нас ждут ярких идей, неожиданных форм подачи, запоминающихся образов. Мы же пока предлагаем своим сторонникам второе издание "оранжевой революции" (взять, к примеру, свежую символику "Солидарности"). Я прекрасно отношусь к революционным событиям в Грузии и на Украине, с наслаждением вспоминаю, как толпы людей сметали прогнившие режимы, но ведь прошло уже пять лет! Слепое копирование "оранжевого" стиля говорит о нашей вторичности и о том, что единственное, на что мы пока способны, – это механическое заимствование символов чужого успеха.
В этом смысле я очень хочу, чтобы московская "Солидарность" стала лабораторией новых идей, чтобы Москва взяла на себя труд формировать стиль движения: не только фирменный стиль, но и стиль работы. И наша общая задача – сделать его ярким и предельно эффективным.
Приоритеты вместо политической всеядности
Нам также предстоит решить проблему политической идентификации, формирования узнаваемого лица движения в Москве. Надеюсь, что ее решение не будет осложнено коалиционным характером "Солидарности" и наличием внутри организации широкого диапазона политических взглядов: от правоконсервативных до левопопулистских. Очевидно, что попытка выступать с позиции "мы за все хорошее и против всего плохого" станет ярким свидетельством не только нашего лицемерия, но и некомпетентности. Мы также вряд ли должны скатываться в безоглядный популизм, поддерживая всех, кто протестует в городе. Очень скоро нам придется столкнуться с ситуациями, когда мы на дебатах будем решать вопрос о поддержке или неподдержке очередного гражданского протеста. И чем быстрее мы выработаем свою политическую линию по важнейшим городским проблемам, тем быстрее мы научимся не плестись за общественным мнением, а формировать его. Тогда нас не будет бросать в крайности вроде обсуждавшихся на оргкомитете московского собрания инициатив законодательно закрепить местный референдум как единственный механизм принятия планов застройки района.
Лекарством от популизма и политической всеядности может служить только присутствие в организации профессионалов,
чья экспертная оценка даст нам возможность трезво определить свой взгляд на проблему и предложить ее решение.
Поэтому я чрезвычайно рад, что в работе московской "Солидарности" принимает участие Алексей Клименко, давно и последовательно сражающийся с лужковским строительным произволом. Присутствие в "Солидарности" экспертов поднимает организацию на новый уровень компетентности, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы их ряды пополнялись. В этой связи может стать полезным формирование экспертного совета при МГО – структуры, не предполагающей членства экспертов в "Солидарности", но создающей возможность для тесного взаимодействия с ними.
Ясные цели вместо благих рассуждений
"Солидарность" – политическое движение. Это прежде всего означает, что у нас в Москве должны быть свои политические цели, как стратегические, так и тактические. Неплохо им также соотноситься с нашими реальными возможностями. Конечно, многие из нас хотят вернуть выборность мэра, увидеть работающие органы местного самоуправления в районах, а также дожить до того момента, когда Елена Батурина придет в Следственный комитет давать показания по поводу личного состояния, нажитого непосильным трудом своего мужа. Сегодня мы не можем всего этого добиться, потому что объективно слабы. Но не надо сразу ставить перед собой слишком амбициозные задачи. Для начала неплохо добиться отставки хотя бы одного проворовавшегося городского чиновника. Если мы доведем до логического конца одну такую историю, это станет первым результатом. И именно так, начиная с районного уровня, выстраивая взаимодействие с гражданскими протестными группами, районными активистами, мы сможем постепенно нарастить мускулы и научиться эффективно противостоять коррумпированной московской власти.
Несмотря на весьма предсказуемый итог,
не должны быть заранее вычеркнуты из политической повестки дня "Солидарности" ближайшие по времени городские выборы — в Мосгордуму.
Неограниченный административный ресурс столичной "Единой России" не может стать оправданием нашего самоустранения из избирательной гонки, даже если в качестве варианта такого самоустранения рассматривать бойкот. Кроме того, мы также должны отдавать себе отчет, что принятие решения по выдвижению наших кандидатов-одномандатников потребует от организации колоссальных ресурсов, как финансовых, так и организационных, и здесь необходимо четкое понимание, где их взять. В любом случае уже в ближайшее время новый политсовет должен будет сформулировать свое отношение к участию "Солидарности" в городских выборах и предложить федеральному руководству движения реалистичный сценарий такого участия.
Не стоит, на мой взгляд, тянуть и с подготовкой к следующим выборам в муниципальные собрания Москвы: оставшиеся до голосования три года – срок, конечно, большой, но не слишком. Уже этой осенью "Солидарность" может начать выбор приоритетных городских районов, в которых мы вправе реально рассчитывать на победу (формирование нашего большинства в собрании), а также постепенный поиск потенциальных кандидатов и формирование групп поддержки из числа местных активистов. Поэтому, я уверен, вошедшие в состав политсовета муниципальные депутаты Михаил Вельмакин и Сергей Вдовин смогут серьезно помочь успешной реализации муниципальных планов московской "Солидарности".
Эффективная структура вместо клуба по интересам
Залогом успешной конкуренции с властью должна стать мобильная и гибкая структура организации. И здесь очень важно преодолеть первое искушение растащить организацию на миллион комиссий, комитетов, секций и групп. Уже звучат призывы коллег "больше комиссий хороших и разных!". Убежден, это объясняется непониманием механизма работы организации. "Солидарность" – не клуб по интересам, а политическое движение с четко обозначенными целями (формирование новой власти), и поэтому вся работа должна быть подчинена единой цели. Все лишнее, тормозящее и уводящее в сторону от главного отбрасывается твердо и без сожаления. Именно поэтому
число комиссий политсовета хотя бы на первом этапе должно быть ограниченным, а сфера интересов каждой расширена до целого блока проблем.
Так, например, нет смысла выделять в отдельную комиссию вопросы экологии, профсоюзов или борьбы за права политзаключенных. Эти и подобные им вопросы вполне могут обсуждаться в рамках специальных рабочих групп при соответствующей "большой" комиссии. Только так мы сможем минимизировать попытки неоправданно раздувать важность той или иной темы, сохранив при этом за каждой комиссией право самостоятельно решать вопрос о приоритетах.
На сегодня я вижу примерно семь основных направлений работы, которые можно закрепить за соответствующими комиссиями. Это организационные вопросы (структура), информирование, юридическая помощь (правозащита, общественные приемные), экономические вопросы (городская экономика, предпринимательство), городские проблемы (кроме местного самоуправления), местное самоуправление и муниципальные выборы, а также уличные акции. Было бы вполне логичным закрепить за каждым из семи сопредседателей постоянного комитета одно из направлений.
Взносы вместо вздохов
Пока в "Солидарность" не верят не только наши оппоненты, но и многие из оппозиционно настроенных москвичей: в их оценках симпатия идет рука об руку со скепсисом. Но как только мы добьемся первых результатов в Москве, у нас начнут появляться не только массовые сторонники, но и сильные союзники. Тогда, я уверен, легче будет решаться и вопрос финансирования организации. Но уже сегодня, пока мы еще в начале пути, мы должны сделать понятным и прозрачным вопрос, на какие деньги живет московская "Солидарность". И если мы в столичной организации, претендующей на политическое лидерство, не сможем наладить систему хотя бы минимального самофинансирования, мы будем выглядеть крайне жалко. Именно поэтому в качестве одного из приоритетных московский политсовет должен рассмотреть вопрос о введении обязательных взносов, а также сформировать минимальный бюджет, покрывающий основные организационные нужды МГО. Это даст возможность всем активистам почувствовать свою ответственность за происходящее в организации и вдвойне спрашивать с руководства за недостаточную эффективность.
"Солидарность" вместо семейно-клановой власти
Как известно, нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным. Задача московской "Солидарности" не просто обеспечить приятным занятием всех участников движения, но сделать так, чтобы автономная работа комиссий, групп и рядовых участников приближала нас к главной цели – формированию в Москве эффективной оппозиционной структуры, обладающей широкой сетью активистов, хорошим экспертным ресурсом и сильными организационными возможностями.
Только так мы сможем использовать благоприятствующий нам столичный политический пейзаж, характерной чертой которого является растущий спрос на сильную и ответственную оппозицию, а также полная неспособность "системных" партий к сколько-нибудь серьезному оппонированию клану Лужкова-Батуриной. Именно тогда мы сможем быть уверенными, что дело, которым мы занимаемся, имеет ясную перспективу.
Вы можете оставить свои комментарии здесь