С приходом осени и началом нового политического сезона в русской блогосфере активизировалась дискуссия о дальнейшем развитии общества. И дело тут даже не в медведевской статье "Россия, вперед!" и уж тем более не в форумах: Валдайском, Ярославском, Кубанском… Несть им числа! Скорее наоборот: даже до высшего политического руководства страны, до самого Медведева, дошло, что и так жить тоже нельзя. Но тогда как?
Разумеется, можно и дальше гневно бичевать "либеральных недобитков", устрашать недовольных репрессивной машиной, дурачить народ петросянщиной и кашпировщиной, читать пламенные речи в мюнхенах, стращать Саакашвили и Ющенко да уводить миллиарды по офшорам. Да только вот беда: монстры госкорпораций не только не наполнили бюджет в трудную минуту, но сами вдруг запросили денег из казны. Неспокойный Кавказ так и не стал зоной отдыха для горнолыжников. Зато силовики совершенно сорвались с тормозов, ощутив себя особой кастой, коррупция дошла чуть ли не до уровня среднеразвитых стран Африки. Не происходит и никакого технологического прорыва: АвтоВАЗ в очередной раз скушал бюджетные миллиарды, а прославленный российский ВПК все более отстает от ВПК "деградирующего" Запада. И уже не только компьютеры и мобильники, но и оружие для Российской армии начинают закупать за рубежом.
Потому теперь актуален ответ не на традиционный русский вопрос "Кто виноват?", а на другой — "Что делать?". Да, гайки закрутили. Да, журналистов застращали. Да, "оранжевую чуму" остановили на дальних подступах. Народ снова превратили в "быдло" и снова загнали "в стойло". А теперь-то что? Ведь время бежит куда быстрее, чем кажется. Мельница истории хоть и мелет медленно, да стирает в порошок народы и их элиты, не сумевшие сделать для себя правильных выводов здесь и сейчас…
"Вот иногда почитаешь свежие утренние СМИ и диву даешься! Одно предложение заманчивее другого! — рассуждает исполнительный директор ОГФ Марина Литвинович. — Вот Юргенс "спасает демократию" в России, призывая в 2012 году к серьезной политической новации: провести президентские выборы не между одним кандидатом, а между двумя! Что ж, это большой шаг вперед по сравнению с выборами, на которых никакого выбора не происходит. Глядишь, к следующему десятилетию на выборы допустят конкурировать уже не двоих, а троих кандидатов, объясняя это "возвращением к истокам" — русской традиции выпивать на троих... С похожими идеями выступает Гонтмахер в "Ведомостях" — с предложением авторитарной демократизации, своеобразной "перестройки-2" от Путина как "реального лидера".
"Мне, например, ухо режет это выражение — "авторитарная демократизация", — продолжает Марина Литвинович, — однако, как видим, Гонтмахер считает возможным ждать "демократизации" от авторитарного, по сути, правителя. Причем система стала авторитарной именно при нем.
Путин, мне кажется, никогда не сможет стать "новым Горби" именно потому, что для этого придется разломать любовно выстроенную им самим систему.
Да и вся эта тематика уже навязла в зубах: уже, считай, год разные люди пишут о необходимости перемен, предлагая в основном путь "модернизации сверху", альтернативой которой является или катастрофа, или народный бунт. Год прошел, но ничего не сдвигается с места. Даже призыв Медведева "вперед и вместе" не воспринимается всерьез".
Тем временем политолог Александр Морозов, периодически устраивающий популярные встречи политизированных интернетчиков, где за одним столом собирается и дискутирует публика от "нашистов" и Глеба Павловского до сторонников "Солидарности" и Левого фронта, публикует совершенно сенсационную информацию: "Вчера у меня был разговор с известным политическим обозревателем. Он сказал, что, когда отключали газ Белоруссии, дело было так: решение принимал Сечин, а Медведев, ничего об этом не зная, впервые громко орал с нецензурной лексикой. После чего отношения Медведева и Сечина дали большую трещину. Хотя и раньше они были не слишком хороши. Якобы Сечин приходил к Путину и сказал ему: "Володя! Напрасно ты поставил этого мальчика, видишь какую … он затеял..."
Позавчера было очень серьезное заявление Юргенса о том, что нельзя допустить возвращения Путина в 2012 году. Это, конечно, было уже нечто совсем серьезное. Ставки сильно поднимаются".
Охранители встретили пост Морозова нервно, не преминув в своей критике перейти даже на личность автора. Однако буквально на следующий день последовало еще более сенсационное заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова:
"Настало время, когда мы можем вернуться к приватизации, в том числе части "Роснефти".
"Морозов, как Вы узнали? (зачеркнуто) — пишет студент Виталий Шушкевич. — Шувалов вместе с Медведевым и Сурковым в 2003-м присутствовал на "прощальной встрече" Александра Волошина, ушедшего в отставку с поста главы АП РФ в знак протеста против действий Игоря Сечина и Виктора Иванова. Поводом для отставки Волошина послужил арест Михаила Ходорковского, случившийся накануне. Нефтяная империя Ходорковского вскоре перешла в руки сечинской "Роснефти", а теперь Шувалов де-факто говорит о приватизации "Юганскнефтегаза".
Стоило ли сажать в тюрьму Ходорковского, дербанить "ЮКОС" и по дорогой цене выкупать в "тучные годы" нефтяные активы у других олигархов, чтобы теперь распродать их по цене "кризисной", причем, скорее всего, иностранцам?
В то же время культивируется "патриотизм", который начинает принимать причудливые формы.
В частности, прокремлевское молодежное движение "Наши" объявило о намерении отобрать у националистов бренд "Русский марш" и провести акцию с таким названием и с участием не менее 20 тысяч человек 4 ноября на Васильевском спуске около Кремля.
"Читаем и радуемся, — пишет блогер-"нашист" Максим Абрахимов. —
Я считаю, что правильно тему перехватить. Только бы несколько лет назад... Но и сейчас не поздно. Ой, сколько же вони будет в ближайшее время, ждем волну".
"Это все равно если бы гитлерюгенд провел еврейский марш, — пишет блогер mf-pnz. — Самый лучший способ устранить проблему — размыть ее понятие. У кремляди это получается, называя русскими всех жителей. Это что же получается, будут орать "Россия для русских"? Активисты путинюгенда тогда точно придурки и провокаторы..."
"На самом деле эта новость интереснее, чем кажется, — рассуждает лидер молодежного движения "Смена" Станислав Яковлев. — Первоначально идею "кремлевского национализма" должно было утверждать движение "Местные". ЕСМ не вспоминаем, их звезда закатилась стремительно и потухла навсегда на первом же "Русском марше".
Но в движении "Местные" националистов не было, там были политтехнологи третьего эшелона, которые думали, что национализм — это когда ругают кавказцев. Принялись ругать кавказцев и одновременно с этим ДПНИ, потому что ДПНИ ругает Кремль. Результаты оказались изумительными: ДПНИ по сравнению с "Местными" выглядело куда более респектабельной организацией. "Местных" на всякий случай разогнали к чертям собачьим.
Остатки влились в "МГЕР", которой и была передана эстафета "кремлевского национализма". "Русский проект", Павел Данилин, Егор Холмогоров, борьба с мигрантами и так далее. Но потом случилось "дело Аракчеева", а дальше стало как-то совсем нехорошо. Многие солидные единороссы не хотели иметь с националистическими лозунгами ничего общего.
В результате "кремлевский национализм", как тот чемодан без ручки, достается Василию Якеменко.
Проект при всех его очевидных недостатках остается для Кремля важным направлением".
Важным-то важным, да игры в национализм опасные. Ведь отдельные "товарищи на местах" в отличие от московских интернет-"пейсателей" начинают понимать его уж слишком буквально. Так, на минувшей неделе разгорелся громкий антисемитский скандал в Саратове, в который "вляпалась" местная "Единая Россия".
"Входящие в партийный пул СМИ довели саратовского раввина до того, что он обратился в прокуратуру, — пишет политтехнолог и музыкант Денис Шильников. — История началась не вчера: несколько лет назад "Саратовские вести" и вовсе назвали евреев "антинародом". Однако градус ксенофобской пропаганды стал зашкаливать, и в декабре отличилась газета "Наша версия в Саратове", которая, как утверждают некоторые, связана с именем высокопоставленного партийного вождя Вячеслава Володина. Газета разразилась серией антисемитских публикаций и объявила, что "с иудейской точки зрения Иисус Христос — отрицательный персонаж, а Иуда Искариот — положительный". Или что "их "успехи" вызваны прежде всего беспощадной эксплуатацией традиционных духовно-хозяйственных свойств православных саратовцев: трудолюбия, нестяжательства, коллективизма".
"У нас, кстати, есть такой Минюст, — напоминает Шильников, — это ведомство, между прочим, ведет федеральный список экстремистских материалов, которые были запрещены судом, а их авторы понесли ответственность вплоть до уголовной. В этот список попала листовка с изображением Винни-Пуха со свастикой на рукаве. Да что там Винни-Пух-фошыст, у нас за критику реформы ЖКХ можно угодить в экстремисты. За экстремизм, как известно, судят десятки блогеров. А едроссовским СМИ закон не указ. Причем закон "Об экстремизме", самой же "Единой Россией" принятый.
Вариантов объяснения, кроме откровенно психиатрических, может быть не так много на самом деле. С одной стороны, понятно, из кого состоят региональные элиты, перекочевавшие в нынешнюю суверенно-демократическую власть из советских обкомов и комсомольских организаций с давними традициями. Понятны духовные горизонты этих людей и особенности воспитания, которые нет-нет да и дают о себе знать. С другой стороны, что тоже весьма вероятно,
идет обкатка новых предвыборных сценариев перед новыми "кризисными" годами. То есть это не случайные взбрыки, а реализация старой как мир технологии поиска внутренних врагов...
Избирателям покажут "чужих", которые "во всем виноваты", а, судя по источникам, систематическая обработка электората происходит уже давно. А так все очень удобно и проверено временем: если виноват "чужой", то мы все свои и против него едины — и депутат-единоросс, и учитель с нищенской зарплатой, и безработный инженер с закрытого и разворованного предприятия, и чиновники. Единое целое, православная община, всем миром вставшая на борьбу с вредным антинародом. В этом случае можно рассчитывать, что не возникнет вопросов о работе и зарплате к соратникам по борьбе. Какие могут быть счеты между своими? Яхты, поместья, маргариновые заводы и прочие атрибуты заботы о народе тоже как-то выпадают из фокуса внимания. Любопытно, что думают на эту тему нынешние думские депутаты-единороссы Кобзон, Кауфман и Гольдштейн?"
Вы можете оставить свои комментарии здесь