В истории с несостоявшейся продажей Opel более или менее очевидный победитель всего один. Это корпорация General Motors, которая вдруг почувствовала себя достаточно сильной, чтобы пойти на срыв сделки и сохранить любимый актив. Все остальные участники многомесячной эпопеи более или менее проиграли.
В проигрыше не только неудачливые кандидаты в покупатели – наш Сбербанк (а также сотрудничающая с ним группа ГАЗ, подконтрольная Олегу Дерипаске) и канадская Magna (по другой, более пикантной версии – не она сама, а ее далеко не такая солидная австрийская "дочка").
В невыигрышной ситуации оказались и все без исключения правительства, вовлеченные в эту историю.
Разочарована и раздражена Москва. Разумеется, премьер Путин сообщил, что "решение General Motors… не наносит ущерба нашим интересам", и даже добавил, что "это очевидно". Но эта очевидность плохо монтируется с последующими его сетованиями на "пренебрежительное отношение" и "своеобразную культуру общения американских партнеров со своими контрагентами".
Раздражена канцлер Меркель, которая в интересах немецкого персонала Opel усиленно лоббировала сделку и после ее срыва звонила президенту Обаме, требуя объяснений. Не очень ловко и администрации Соединенных Штатов, которая оправдывается, что вовсе и не давила на GM.
Это выглядит более или менее правдоподобно. Зачем Вашингтону в добавление к другим своим внешним трудностям создавать проблемы для дружественной Германии, а равно и для перезагружающихся отношений с Россией? Но, поскольку спасение обанкротившейся корпорации GM оплатило правительство Соединенных Штатов, демонстративный нейтралитет этого же правительства к действиям своего протеже все-таки смотрится как легкая неискренность.
Все это вместе взятое обозначило крупную, а точнее, даже и крупнейшую за все время нынешнего кризиса международную неудачу самого принципа ручного управления экономикой. Ведь несколько правительств договорились между собой по серьезному хозяйственному делу и считали, особенно в Москве, вопрос исчерпанным, а "хозяйствующий субъект" все равно поступил по-своему.
Хотя многое можно было предвидеть с самого начала. Понятно, что General Motors не хотела и не могла хотеть расстаться с Opel, потеряв тем самым важнейший для себя рыночный сегмент малолитражных автомобилей. И понятно, что первые же признаки улучшения конъюнктуры должны были подтолкнуть ее к попыткам ускользнуть от сделки, пусть и сомнительным с точки зрения деловой лояльности.
Но не менее ясно и другое.
Коммерческие партнеры GM, включая отчасти даже и дружественную нам Magna, по крайней мере в лице канадской материнской фирмы, как минимум неоднозначно относились к перспективе превращения Opel из части глобальной автомобильной империи в предприятие, замкнутое на локальный российский автомобильный рынок, при всех перспективах его роста.
А то, что выбор был именно таков, подсказывал весь опыт сотрудничества иностранных партнеров с окологосударственными российскими генерациями.
Та самая "своеобразная культура общения", так удручающая нашего премьера в других, стремление подмять партнера, запутанность и непрозрачность сделок, необходимость подчиняться непредсказуемым желаниям, а то и просто причудам властей – все это наводило на мысль, что логика хозяйственного поведения нового Opel радикально изменится, а тридцатипятипроцентный пакет его акций, оставляемый проектом сделки в руках GM, не будет значить ровно ничего.
Такая перспектива дополнительно накаляла атмосферу вокруг сделки. Расчет российских властей перебить это привычными способами – большими деньгами и большим административным нажимом, в данном конкретном случае на международном уровне – оказался ошибочным.
Покупка не состоялась, и теперь самое время извлечь уроки. То, что они будут извлечены, обещал и Путин и даже разъяснил, какие именно.
К сожалению, среди этих анонсированных уроков нет нескольких, вполне очевидным образом вытекающих из того, что произошло. Не чувствуется, что пришло понимание того, что к мировым хозяйствующим субъектам нельзя относиться как к марионеткам, что сделки между ними и с ними не могут "вручную" проталкиваться через одни лишь договоренности на уровне правительств и что сами эти сделки станут обычным делом только тогда, когда российская хозяйственная система будет похожа на западную. Напротив, провозглашается продолжение на домашнем уровне той же самой политики "поддержки автопрома", которая на уровне международном быстро свое отыграла и повсеместно сходит сейчас на нет, свидетельством чего как раз и стала неудача с покупкой Opel.
А у нас все то же ручное управление. Все то же безвозвратное закачивание денег в "АвтоВАЗ" – на этот раз будет изыскано еще 55 млрд рублей. Все то же бюрократическое прожектерство, новейшим продуктом которого станет "Стратегия развития автомобильной промышленности до 2020 года". С таким идейным багажом и такими способами управления покупка Opel мало что дала бы отечественному автопрому.
Современные технологии и современный менеджмент просто пришлись бы не ко двору и не были бы востребованы. А пока это так, пожалуй, и в самом деле нет большой беды, что на эту сделку не понадобилось бросать деньги вкладчиков Сбербанка.
Статья опубликована на сайте Газета.Ru