В субботу, 13 марта, в 8 вечера, когда обычно передаются последние новости, грузинский телеканал «Имеди» показал сюжет о нападении России на Грузию. Диктор взволнованным голосом объявил, что после удачного покушения на г-на Кокойты, лидера отколовшейся Южной Осетии, российские танки двинулись на Тбилиси, что столицу Грузии бомбят, на её улицах перестрелки, что президент страны М. Саакашвили убит российскими десантниками, а лидер оппозиции Н. Бурджанадзе уже создала и возглавила новое правительство «национального единства».
У тех зрителей, кто смотрел эту передачу с самого начала, волосы дыбом от ужаса встать не успели. Не было от чего. В начале передачи показали надпись через весь экран. Она предупреждала, что будут показаны события не истинные, а воображаемые. Кроме того, диктор сказал, что нападение случилось «7 июня». То есть «случилось в будущем». Да и танки северного агрессора шли в тени деревьев с густой летней листвой, хотя в Грузии, на момент трансляции, все еще продолжалась затяжная слякотная весна. На улицах Тбилиси явно не рвались бомбы. По завершении трансляции на экранах вновь появились титры, предостерегавшие от слишком доверчивого восприятия программы. Наконец, о страшных событиях вещала только одна из полудюжины главных грузинских телекомпаний. Ни «Рустави-2», ни «Мзе», ни «Кавкасия», ни «Фортуна» не отозвались на захват своей страны ни словом, ни кадром. Молчало радио, никаких тревожных реляций не поступало от правительства, и по всей стране не завыла ни одна сирена.
То, что совершила телекомпания «Имеди», не есть её изобретение. Подобного рода реконструкции часто применяются во всем мире для придания большей наглядности историческим, политическим и культурным сюжетам. Вспомним знаменитый фильм The Day After — там, на глазах у зрителей, из шахт рвутся межконтинентальные ракеты, и термоядерная зима, уже после многочисленных «грибов», медленно убивает в подвале собственного дома еще вчера благополучную американскую семью. Вспомним мировой бестселлер World War III. Эта толстая книга, написанная группой высших чинов Пентагона, по форме являла собою как бы документальный отчет о только что завершившейся Третьей мировой войне. Авторы, впрочем, были чинами в отставке, но от этого впечатления от реконструкции не стали менее глубокими. Президент Кеннеди подарил эту книгу Н. Хрущеву, однако мнение последнего миру осталось не известно.
Что же касается современных кино- и телевизионных реконструкций, где действуют крестоносцы, гестаповцы или летающие ящеры, то имя им – легион. Особенно в последние годы, когда на смену неловким ножницам и клею пришел компьютерный монтаж.
В каждой нации есть люди очень впечатлительные, не слишком проницательные и просто глупые. Грузия не является исключением. Кто-то, не досмотрев, побежал покупать спички. Кто-то, не уяснив в чем дело, поспешил звонить детям, чтобы спрятались в метро. Но уже спустя некоторое время подавляющее большинство поняло все и вздохнуло с облегчением. Только пара десятков оппозиционеров сбежались к зданию «Имеди», чтобы выразить свой протест и объявить о массовом митинге протеста — на следующий день и в центре Тбилиси.
Но митинг не состоялся. Не потому, что тамошний Лужков запретил. Просто никто не пришел. Возмущенных оказалось недостаточно. Скандал быстро угасал. И тут за дело взялись люди Путина.
Ненависть Путина к Грузии вполне объяснима, тупость начальников его пропагандистского аппарата – явление более загадочное.
Как повелось в таких случаях, в Москве начали со лжи первого укоса. Любая сплетня, даже трижды перепрелая, шла в топку истерии. По всем российским СМИ густо пошли сообщения о массовых трагедиях, ставших прямым следствием «преступной программы». Спустя какой-то час вся Москва, а затем и вся великая страна знали, что нервные грузины массово падали бездыханными у телевизионных экранов. Конкретные факты обрастали убийственными деталями. Одна добрая женщина, мать солдата, не выдержала первых же минут трансляции. Спасти беднягу не удалось. Еще одна жертва телевидения досрочно разрешилась бременем, ребенок погиб, роженица вряд ли выживет. «Скорые» мечутся по Тбилиси, не успевая подбирать погибающих. Европа кипит от возмущения грузинским ТВ. Соединенные Штаты «официально выразили свое неудовлетворение». Посол США в Грузии Джон Баас заявил, согласно ИТАР-ТАСС, что «программа-имитация не соответствовала журналистским стандартам и по своей форме была безответственной». В Париже, сообщило РИА, действия телеканала назвали «весьма странной и неуместной инициативой». Британская пресса подтверждает, что Саакавшили сошел с ума. Немецкая газета предсказывает, что уж теперь-то Саакашвили точно уйдет.
Все это — осознанная ложь. Посол США не выступал с осуждением грузинского ТВ. ИТАР-ТАСС тихо убрал все свои телеграммы – скорее всего, после тихой укоризны из Госдепа. Не было несчастной мамы солдата. Прошло уже несколько дней, однако, ни имени несчастной, ни её адреса никто так и не назвал. Нет новостей о детях, павших жертвами телевидения. Невозможно разыскать тех, кто конкретно из парижан так болезненно уязвлен тем, что показывают по телевизору в Тбилиси.
Какое из российских обвинений ни возьмешься пощупать на достоверность, все рассыпается, как труха.
Но тяжелую московскую махину уже не остановить. Думский международный деятель с глазами, скошенными от непросыхающего вранья, с воскресного утра талдычит, что ему «достоверно известно»: всю эту кашу заварил лично злодей М. Саакашвили. Наш человек в НАТО, любимец всех каналов «Россия» и в каждой боевой стычке – затычка, весь день машет кулаками: Саакашвили хочет войны – Саакашвили войну получит. Наконец, официальный представитель МИДа выпускает снаряд с позиций Большой Берты на Смоленской площади: «Акция «Имеди» безответственна и аморальна прежде всего по отношению к грузинскому обществу, где она вызвала вполне объяснимую панику… Провокационная телепередача нанесла вполне конкретный ущерб безопасности и стабильности в регионе, существенно повысив градус напряженности в и без того непростой ситуации».
То ли споткнувшись о собственную логику, то ли чисто случайно представитель российского МИДа обронил правду: паника в Грузии вполне объяснима. То есть, увидев на экране русскую бронетехнику, вторгающуюся в долины Сакартвело, мало кто воскликнет: что за чепуха! Если завтра СТС или ТВ-3 покажет эстонские танки, рвущиеся к Петербургу, вряд ли в Выборге побегут скупать спички. А вот в Рустави, говорят в нашем МИДе, побежали. Почему?
К сожалению, мы слишком долго были имперской нацией, чтобы понять чувства большинства грузин. Можно долго дискутировать по этому поводу, но всего нагляднее – вновь прибегнуть к реконструкции. За неимением телевидения, прочно оккупированного Кремлем, придется ограничиться игрою натурального воображения.
Вооруженные силы Грузии составляют 36,5 тыс. человек. ВС России, без внутренних войск и МЧС – более миллиона. Соотношение 1:27.
Население Грузии – 4,3 миллиона человек. Население России – 142 миллиона. Соотношение 1:33.
Территория Грузии – 69,7 тыс. кв. км. Территория России – 17075 тыс. кв. км. Соотношение 1:244.
По мнению всего мира, кроме нас, Россия захватила и оккупировала 18 процентов международно признанной территории Грузии (доля Абхазии и Южной Осетии).
Ну а теперь произведем простую реконструкцию. Вообразим, что Россия имеет перед собою точно такого же противника, какого Грузия имеет в лице России.
Итак, нашим Вооруженным силам противостоит армия в 27 миллионов человек. НОА Китая (2,25 млн), ВС США (1,4 млн), Индии (1,53 млн), КНДР (1,1 млн), объединенные силы Европы (более 1 млн) — это 7,3 млн человек. Можно бы сюда добавить Канаду, Индонезию и Австралию, но все равно в мире нет такого количества солдат, чтобы точно отобразить пропорцию гигантского разрыва между военными потенциалами двух стран.
Невозможно корректно реконструировать и разницы в территориях. У нашего врага, если следовать пропорциям, должно быть четыре земных шара.
Примерно та же картина и в области вооружений. У Грузии 90 танков, 7 самолетов и ни одной ядерной бомбы. Арифметика краснеет от стыда.
Но и это не далеко все. Крохотной Россией, противостоящей четырем планетам Земля, руководит молодой Путин (назовем так для удобства своего лидера). Наш Путин – это не человек с железными желваками. Это тот самый молодой офицер, о котором Б. Ельцин восторженно писал: «Чудесная Володина улыбка». Всего за три года Путин искоренил чудовищную коррупцию по всей России, чем нажил себе кучу врагов из бывших продажных ментов, чиновников, судей. Но люди Путина любят. Дважды, в течение одного срока, народ избирал Путина президентом в ходе безукоризненно честных и прозрачных выборов. Ходорковский у него министром экономики.
Начальник противной стороны, назовем его для удобства Саакашвили – бывшая гебня. Диктатор четырех планет, он на всех своих Землях искоренил все выборы, упразднил парламент и суд. Наука и культура в загоне, инфляция заоблачная. Правит уже 12 лет и явно нацелился на следующие 12. Каху Бендукидзе, талантливого предпринимателя, посадил в Краснокаменск. А главное – до того этот Саакашвили ненавидит нашего Путина, что обещал повесить его за яйца. Эту зверскую угрозу Саакашвили озвучил сразу после того, как его танки отторгли 18 процентов российской территории – это, почитай, вся наша европейская территория, за исключением разве Архангельской и Кировской областей. И теперь везде, что в Москве, что в Вологде, сидят наместники Саакашвили, а у всех граждан – паспорта с профилем ужасного Мишико. Без них пенсию не платят, за границу не пускают. Новую, марионеточную Россию уже признали Науру и Никарагуа.
Ну и самый последний штрих нашей реконструкции. Повсюду, где ступила нога его солдат, Саакашвили поставил военные базы. Оттуда часто стреляют. Воруют людей и коз. И антипутинской оппозиции, бывшим совкам и держимордам, оттуда доставляют конвертики и просовывают прямо под дверь. Чтобы не расхотелось заседать в правительстве национального единства.
Вот, в целом, все. Понятно, многие важные детали пришлось упустить. И все равно, если однажды я увижу на экране своего телевизора программу НТВ, где самолеты Саакашвили пикируют на мирную Москву, танки Саакашвили бьют бронебойными по Белому дому, а Чурова привязывают к Путину, чтобы злодейски убить в Патриарших прудах – я первый позвоню в «скорую» и скажу: вяжите меня, у меня инфаркт.
Статья опубликована на сайте ЕЖ.Ru