"Суд над Бродким" Фото Мемориала
  • 18-02-2013 (15:05)

Дорогая, выйдем из дома сегодня вечером

Бродский ожил лицами своих одноклассников и секретарей комсомола

update: 19-02-2013 (12:37)

В здании правозащитного центра "Мемориал", на его цокольном этаже в "Четвертом театре" 15 и 17 февраля показывали спектакль  "Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским". Возможно, его еще сыграют в феврале (следите на Facebook "Мемориала"). Постановка представляет собой документальный проект выпускников курса Кирилла Серебренникова в школе-студии МХАТ. Режиссер — Женя Беркович.

На сцене — парты, все начинается, как обычный школьный урок. Так и есть: в основу спектакля легли записи двух судебных заседаний по делу Бродского, сделанные писательницей и журналисткой Фридой Вигдоровой, и стихи Бродского из цикла "Из школьной антологии".

Урок плавно переходит в судебное заседание, что, впрочем, жизненно. Думаю, у большинства жителей России часто так и было. Бродского играют по очереди все актеры, кроме "училки". Она традиционного играет роль судьи, причем в самом плохом смысле слова — бюрократичного и равнодушного. Ее решение, естественно, с обвинительным уклоном.

Персонажи, описанные Бродским в стихах, вырастают один за другим в полный рост: у них появляются дети, лишний вес, дешевые сумки, мужья, жены и любовницы.

Вся эта человеческая мозаика живет одновременно в настоящем, прошлом и будущем. Бродский царит над ними. Он поэт, а значит, он вне времени.

Идея с уроком и отношениями между одноклассниками сыграна отлично, особенно удался образ "второгодника-бычары" Дмитрию Череднику.

В целом играть роли одноклассников у актеров получилось намного лучше, чем "поэта" и других персонажей. Что касается игры девушек, то фальшиво смотрелась ненужная в постановке пошлость в исполнении Ксении Щербаковой. При остальной хорошей игре она с пошловатой хрипотцой обращалась то к "Бродскому", то к другому партнеру по спектаклю и сопровождала это фамильярными поглаживаниями по лицу.

Я не против эпатажа, вульгарности и вообще вызывающих приемов, когда они уместны по стилю и характеру постановки. Но в спектакле о суде над Бродским, тем более позиционирующем себя как постановка "для детей", это смотрелось грубо и нелепо. Ксения девушка симпатичная, и наигранные жесты а-ля Рената Литвинова ее только портят. 

Отдельно хочу сказать о чтении стихов. Публичное чтение задача непростая. Это не только актерская работа, но и чувство ритма, слова, динамики. Прочитать так, чтобы стихотворение звучало, сложно, дано это немногим.

В актерском составе — четыре юноши и три девушки. Режиссер правильно сделала, что в основном дала читать стихи юношам. Плохо помню остальных, понравился только один — Родион Долгирев. Ему удалось передать ритм и строчность автора. Стихотворный текст в его исполнении ожил и стал не словами, а историей. Совсем с этим не справились девушки. Произведение абсолютно не воспринималось, а если что-то и удалось передавать, то это явно были эмоции актрисы, а не автора. В общем, если бы стихи читали только молодые люди, лучшие из них, спектакль только бы выиграл. 

Бродского в итоге осудили — отправили на пять лет подальше от людей, приговорив к обязательным работам. Так что историческая точность в спектакле выдержана. 

Хороший вопрос, нужны ли стихи в постановке, задуманной как документальная лента в лицах, как психологическая зарисовка самого Иосифа Бродского и окружающих его людей. Не знаю. С одной стороны, стихи мастера украшают спектакль, но с другой — формат не тот. 

В дополнение к спектаклю в "Мемориале" проходит фотовыставка,  посвященная Иосифу Бродскому. Выставку представляет Фонд им. Дмитрия Лихачева и "Международный Мемориал".

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Марина Курганская

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter