Мой ребенок увлекся Ремарком. Папа порекомендовал, ребенок прочитал и увлекся. Даже биографию его изучает. Немецкий народ так и не простил Ремарка. В Германии можно любить Гессе, Гете, Шилера, а Ремарка нельзя. Он предатель, враг народа. И народ даже не смущает, что они жгли его книги и лишали гражданства. Народ не смущает, что в мае 1945 выяснилось, что это именно народ облажался, а не Ремарк.

Германский народ покаялся за фашизм, но так и не простил Ремарка. Ребенок этого не понимал пока не увидел в своем отце Ремарка. Ведь сегодня любой кто не согласен с оккупацией Крыма автоматически становится сепаратистом, предателем и врагом народа. Любой кто осуждает оккупацию Крыма становится в России Ремарком - предателем и врагом народа. Понятно, что однажды русский народ будет каятся за оккупацию Крыма и добровольцев-убийц Стрелковых, Бородаев и прочих русских боевиков воюющих с украинским народом, но это будет потом. Сильно потом и это покаяние не простит русских Ремарков потому, что народы не умеют каяться. Это миф. Народы не способны отвечать за свои действия. Народы лишены причинно-следственной связи.

Народ не способен прощать предательство. Он может простить все: обман, манипулирование, зомбирование, репрессии и террор, но предательство не простит никогда. Кто предает народ? Народ всегда "предает" его Совесть. Совесть которая говорит о грехах и преступлениях народа.

В таких случаях обычно приводят пафосное ахматовское:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Ахматова в желании оправдаться перед Ждановым перестает быть Совестью народа. Она выдает народу индульгенцию и во всем винит правителей, которые обманулиузурпировали народ, а она с народом типа не при делах ни за что не отвечает и просто терпеливо сносит происходящее с народом. Все это удобно если не спрашивать, как Довлатов:"Мы без конца ругаем товарища Сталина, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?". Совесть не может быть со своим народом, когда народ творит бессовестные поступки. Грехи и преступления народы творят именно БЕЗ совести, а не вместе с ней.

Ремарк в Крыму. Прошло почти сто лет и ничего не изменилось. И не изменится.

Во все времена каждый сам решает куда ему идти: в Ремарки или в Геббельсы.

Maxpark

! Орфография и стилистика автора сохранены