Трамп томагавкнул на полковника Путина. Конечно, американский ракетный удар по сирийской авиабазе — это предупреждение не столько Асаду, сколько Путину. Предупреждение о том, что он все же не сможет делать все, что ему вздумается. Загуливать по буфету, как он хочет. Бесконечно испытывать терпение мирового сообщества. Бесконечно врать. Бесконечно крышевать людоедов и мерзавцев, пренебрегающих любыми человеческими нормами поведения. Бесконечно шантажировать мир угрозой устроить большую войну, если ему всерьез станут мешать.
Это предупреждение полковнику Путину, что если он будет все это продолжать, Америка готова действовать независимо от парализованных его мошенниками-дипломатами структур ООН. Готова применять силу. Готова стрелять.
Будет ли этого достаточно, чтобы заставить Путина сдать назад? На первый взгляд, он уже сдал назад. Дежурный дипломатический визг не может никого обмануть. Хваленые системы ПРО молчали. Те самые, которые по хвастливым заявлениям кремлевской пропаганды, были размещены в Сирии специально для того, чтобы прикрыть дамаскского мясника от американских ракет. Для чего американцы предупредили Кремль о своем ударе? Для того ли, чтобы российские военные успели посторониться? Или для того, чтобы никто уже не смог сказать, что атаку просто проспали? Чтобы уже всем было ясно: полковник не выстрелил в ответ на удар по своему клиенту?
Но не все так просто. На протяжении десятилетий "Первой холодной войны" относительную стабильность поддерживали две вещи, весьма далекие от рациональности: понты и магия. Неотъемлемой составляющей статуса "великой державы" считалось то, что она не может не ответить, если ее кто-то тронет. Если кто-то окажет ей прямое вооруженное противодействие. Кто-то с соизмеримым статусом. Одно дело воевать с нерегулярными формированиями повстанцев где-нибудь в джунглях Вьетнама или в горах Афганистана. Совсем иное дело, если одна великая держава напрямую тронет другую.
Считалось, что любой прямой боевой контакт между США и СССР "с высокой степенью вероятности" приведет к неудержимой и неконтролируемой эскалации военных действий, Когда каждая из сторон будет отвечать более сильным ударом на каждый новый удар противника. И никто не сможет остановиться. Желающих проверить степень этой вероятности экспериментально не находилось. Вот этот всеобщий мистический ужас перед самой возможностью прямого боевого контакта между русскими и американцами и удерживал от действий, которые могли бы вынудить одну из сторон начать стрелять.
Конечно, русские и американцы друг в друга стреляли. Но как бы неофициально. В таких ситуациях как минимум одна из сторон "работала" без опознавательных знаков. Как правило, так "работала" русская сторона (гибридные войны — наша традиция и духовная скрепа). Американские военные для себя считали это унизительным. Но в любом случае по взаимному молчаливому согласию стороны делали вид, что прямого боевого контакта как бы и не было.
Магию всеобщего страха перед неизбежностью эскалации в случае прямого боевого контакта между ядерными державами полковник Путин превратил из средства поддержания стабильности в средство дестабилизации мирового порядка. В средство шантажа, с помощью которого он ломает общепринятые правила и нормы поведения на международной арене. И пока эта магия будет действовать, она будет оставаться действенным оружием в руках Путина.
Полковник Путин действует по нехитрой схеме. Влезает в любую не занятую с его точки зрения страну и всех пугает: а теперь попробуйте нас тронуть, попробуйте сунуться сюда сами! И ситуация, когда он не стал отвечать на удар по его протеже, для него, конечно, унизительна. Но когда чужой пацан бьет твоего клиента, твоего вассала, это пережить можно. В конце концов все они челядь. Зато уклонившись от прямого боевого контакта с США, Путин сохранил действие своей магии.
Пока эти чары не рассеяны, пока заклятие не снято, у полковника всегда будет соблазн вновь "пощупать штыком" своих противников. А вот станет ли стрелять Трамп, если "зеленые человечки" появятся, скажем, в Эстонии? Или посчитает, что это "пригород Петербурга"? Уклонится, как уклонился полковник в Сирии? Полковник любит "асимметричные ответы".
Прежняя международная стабильность необратимо разрушена Путиным. Новая стабильность может возникнуть лишь на новой основе. И для этого придется отказаться от той магии, которая поддерживала старую стабильность. Потому что сейчас она служит разрушителю стабильности.
Трамп во многом двойник Путина. Он тоже представитель мировой правоконсервативной реакции. Ему не чужды путинские представления о мире как о большой подворотне, в которой должны доминировать "реальные пацаны". Но только подворотня, сформировавшая Трампа, значительно отличается от подворотни, сформировавшей полковника Путина. Там другая система социокультурных запретов. Когда Трамп воскликнул в своем обращении "Убивают детей!", это было не совсем политическим театром. Трамп, в отличие от полковника, никогда бы не отдал приказ уничтожить детей в бесланской школе. И сегодня объективно он защищает мир, в котором отдавать такие приказы не принято. Сумеет разрушить путинскую магию — станет "ледоколом революции".