В политике рано или поздно приходится платить за все. И чем серьезнее ошибка, тем болезненнее расплата.

То, что происходит сейчас в США, — это последствия одного "эффективного" бизнес-решения, принятого приблизительно 400 лет тому назад. Переселенцы из Англии кинулись тогда осваивать обширные земли Северной Америки. Кстати, свято веря в то, что это их "земля обетованная", данная им их богом. По ходу дела им пришлось решать некоторые проблемы. Первая — та земля была уже заселена. Решение лежало буквально на поверхности, точнее на острие клинка — "вырезать варваров, земля наша"! Но кто будет обрабатывать такие просторы? Простой способ восполнения нехватки рабочей силы был найден — рабы. И началось. К моменту провозглашения независимости США рабов насчитывалось уже около 700 тысяч. Дальше — больше, а тут еще и "хлопковый Клондайк" обломился.

Конечно, уже тогда были дальновидные граждане, предупреждавшие о последствиях такой "благодати". Более того, они действовали: создавали организации, убеждали, освобождали, выкупали, переселяли (так появилась Либерия). Но Политика непреклонна в смысле соблюдения её законов. Ибо только достаточно сильное и организованное действие может изменить политическую реальность. Одним словом, появилась проблема. Вначале не знали, как освободить рабов, а освобождать было необходимо, как-никак времена не античные и уже доминировали более эффективные формы организации экономической деятельности. Потом не знали, что делать с бывшими рабами. Короче говоря, пришлось пройти через гражданскую войну. Четыре года резни, 650 тысяч — немалая плата за промах "отцов-основателей" страны "свободы и равных возможностей".

Нельзя сказать, что американское общество после той национальной катастрофы ничего не предпринимало в нужном направлении. Напротив, последние 150 лет продолжаются активные поиски эффективного решения проблемы. Причем реформы пошли вглубь, искореняя все виды неравенства: гендерного, религиозного (хотите верьте, хотите нет, но были времена, когда ирландцы, поляки, итальянцы и другие католики тоже считались "неполноценными"), национального, политического и т.д. Но проблема все-таки есть, и, раскрывая её сложность, необходимо подчеркнуть несколько аспектов.

Во-первых, в одной стране, буквально бок о бок, живут люди очень разных культур (этика поведения, mindset и т.д.). Более того, часть представителей доминантной культуры считает людей другой культуры "неполноценными". В то же время у части белой общины сформировался комплекс моральной вины, исторического долга. Мало того, у некоторых представителей афроамериканской общины постепенно выработался комплекс исторической обиды, иждивенческие настроения: "мы страдали, теперь возьмем своё". Имеет место даже некая демонстративная самоизоляция (особый сленг, поведение, мода и т.д.). Но одновременно с этим растет число и влияние афроамериканцев, считающих себя частью общей американской культуры. Далее, современные США — это поликультурное общество, и другие общины также требуют своей доли внимания, что довольно болезненно для людей с психологией "трудного ребенка" (всё мне). И напоследок, США, как и любая другая в основном цивилизованная страна, страдает от неизжитого варварства — это обостряет противоречия.

В результате всех тех социально-психологических трансформаций афроамериканская община, несмотря на правительственные программы поддержки, основательно проигрывает другим американским общинам в соревновании по успешности в ряде ключевых областей: предпринимательская активность, особенно большой бизнес, высокие технологии, финансы, стартапы, образование, наука, творческие профессии. При этом серьезные достижения имеются в политике, госслужбе, спорте, некоторых видах шоу-бизнеса. Что в целом как бы ставит 40 млн афроамериканцев в положение социальных "лузеров", "ущербных", постоянно готовых к радикальному протесту.

Эта социальная язва будет гнить ещё долго. Ибо сработали законы негативных мультипликаций и трансформационной неопределенности. Что означает: одна нерешенная проблема провоцирует появление других, и политик обязан предвидеть и решать проблемы еще до их появления, т.к. никто не может просчитать, во что это потом выльется. Надеюсь, Америка достаточно настрадалась, поумнела и сможет избежать простых решений. Демократия, цивилизованность и соблюдение законов Политики помогут расчистить "авгиевы конюшни" прошлых ошибок. Такой подход может быть полезен и для других стран. Ведь православная империя — это такой же анахронизм для 18–21-х веков, как и рабство для 17–19-х. А значит, пришло время действовать и решать проблему. Иначе этот социальный садомазохизм неизвестно куда заведет Россию, точнее, то, что от неё останется в результате реализации "продиктованных самой жизнью поправок". "Поправленная" Россия нежизнеспособна в 22-м веке.

Юрий Рарог

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter