Встретил в интернете в "Новых известиях" статью, в которой описываются недавние случаи проведения обысков и изъятия электронной техники и различных материалов и записей у людей, которых по закону и действующему УПК следователи официально ни в чем не подозревают и не обвиняют.

Сегодня УПК и практика правоохранительных органов допускают обыски в квартирах и изъятие электронной техники (компьютеров, ноутбуков, флешек, телефонов, диктофонов, фото- и видеотехники), записей и документов и даже банковских карточек у людей, у которых с точки зрения УПК и закона официально нет статуса ни "подозреваемого", ни "обвиняемого", а иногда им при проведении обыска следователи даже не сообщают, что у них есть статус "свидетеля" по делу, в рамках которого проводят обыск (это "случай Ирины Славиной").

Изъятие при обыске следователями у лиц, официально не являющихся подозреваемыми и обвиняемыми по какому-либо делу, электронной техники и материалов, которые необходимы им для профессиональной деятельности и заработка, — не что иное, как откровенное и циничное давление не только на этих лиц, но и на членов их семей и т.д., и потому должно быть запрещено законом! Это тоже "случай Ирины Славиной", но не только её.

Проведение в 6 утра обысков у лиц, которых следователи официально ни в чем не подозревают и не обвиняют, — это тоже в чистом виде запугивание не только этих лиц, но запугивание силовиками членов их семей и также должно быть запрещено законом. Это тоже "случай Ирины Славиной", но не только её.

Не может и не должна при обысках изыматься силовиками у лиц, не имеющих статуса "подозреваемых" и "обвиняемых", и рассматриваться и описываться в протоколах обыска "как улики по делу" собственность этих лиц (электронная техника, документы и иные принадлежащие им вещи). Тем более не может и не должна изыматься при обысках собственность их близких, только потому, что они живут вместе с человеком, в квартиру которого следователи пришли с обыском. Это тоже "случай Ирины Славиной".

Проведение обысков с изъятием "множительной техники" (пишущих машинок и фотоаппаратов) и самиздата у лиц, которых официально до поры до времени ни в чем не обвиняли и которые официально имели статус "свидетелей", а только затем становились "подозреваемыми" и "обвиняемыми", практиковалось в СССР по делам против диссидентов.

И такие же обыски вновь осуществляются в наше время по делам против гражданских активистов, журналистов, правозащитников, публицистов, членов некоторых общественных организаций (например, против сотрудников "штабов Навального") и т.д.

Мы полагаем, что эта практика российских силовиков не может и не должна существовать дальше. Она, по сути, противоправна и ориентирована на запугивание людей и общества (хотя и разрешена действующим УПК).

Проведение обысков и изъятие на обысках электронной техники, записей и других материалов, банковских карточек у людей, официально не считающихся и не являющихся "подозреваемыми" или "обвиняемыми" по делу (в рамках которого проходит обыск), совершенно недопустимо. Такие обыски служат не правосудию и не расследованию преступлений, их цель — запугивание граждан, "шитье" уголовных дел, карьерные соображения следователей, они ведут к нарушениям законов и злоупотреблениям силовиков и поэтому должны быть запрещены, а в статьи УПК, касающиеся проведения обысков, должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения.

Проводить обыск и при этом изымать чью-либо собственность — "улики по делу" — допустимо, как мы полагаем, только в квартирах людей и у лиц, которые официально, по закону имеют статус "подозреваемых" (например, в сокрытии и хранении улик или в соучастии в преступлении), или "обвиняемых" по тем делам, в рамках которых проводится обыск, а не у "свидетелей" и родных "свидетелей" ("случай Ирины Славиной").

Проведение обысков в квартирах людей без объявления их по закону "подозреваемыми" или "обвиняемыми" в совершении каких-либо преступлений и изъятие их собственности, по нашему мнению, недопустимо и потому должно быть официально запрещено законом (УПК).

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter