Вскоре после появления самолёта обнаружилось, что летать в шляпах а-ля братья Райт не очень удобно. Вначале просто надувало в голову, а потом шляпу стало стабильно сдувать. Поэтому очень быстро начали появляться специализированные кожаные шлемы-шлемофоны. С ростом скоростей и улучшением технологий шлемофоны модернизировались: в какой-то момент шапка заговорила, вскоре шлемофон превратился в защитный шлем с металлическими и пластиковыми оболочками. Шли годы, техника совершенствовалась, шлемы пилотов становились всё более многофункциональными, и однажды шлем стал не просто элементом защитного снаряжения пилота, но и частью прицельного комплекса самолёта.

Как бы ни были умны современные ракеты и бомбы, им всё равно нужно указать цель. У разных типов боеприпасов есть свои особенности. Например, ракетам "воздух-воздух" ближнего боя на протяжении десятилетий было необходимо показывать цель через так называемый "индикатор на лобовом стекле" (ИЛС). В бою пилот должен довернуть самолёт на цель, загоняя её в рамку ИЛС, чтобы дать ракетам информацию о цели.

Главный недостаток в том, что самолёт нужно разворачивать полностью. В маневренном ближнем бою это сделать непросто. На протяжении десятилетий конструкторы работали над расширением возможностей пилотов. Решением стало наведение ракет с помощью шлема пилота. Специальное оборудование в кабине фиксирует направление, куда пилот поворачивает голову в шлеме, и нацеливает в эту сторону головки наведения ракеты. При наличии шлема с целеуказанием пилоту не обязательно разворачивать самолёт полностью на цель, углы возможного пуска резко расширяются — достаточно повернуть голову на цель, подождать, когда системы захватят цель, на которую смотрит пилот, после чего можно нажимать гашетку.

В России многие искренне считают, что первый шлем с нашлемной системой целеуказания (НСЦУ) появился в Советском Союзе. Ребята на весь интернет очень гордятся советской "Щелью", которая была создана в 80-е и вошла в комплекс самолётов Су-27 и Миг-29. То, что первые нашлемные системы целеуказания были созданы в США, мало кто знает.

Ещё в начале 60-х в США компания Hughes Aircraft Company представила первый демонстратор возможности установки на шлеме монокулярного дисплея. Впрочем, так называемый Electrocular не пошёл дальше демонстратора. Но уже в середине 70-х Honeywell Corporation создаёт первую в мире работоспособную систему Helmet-Mounted Display (HMD), которая имела шансы стать массовым изделием. Visual Target Acquisition System (VTAS) представляла собой простой монокль на шлеме, в который пилот должен был смотреть на цель.

Однако первая система VTAS оказалась не очень надёжной, зато очень дорогой. Она требовала новых дорогих ракет и большого количества модернизаций. В конце 70-х США отказались от массового развёртывания VTAS. Вообще, США долгое время тянули с внедрением подобных систем на самолётах. При этом уже в середине 80-х внедрили нашлемные целеуказатели IHADSS на вертолёты Апач. IHADSS оказался очень продвинутой системой, которая существует в модернизированном виде по сей день. Монокль IHADSS выводит на правый глаз пилота пилотажную информацию, систему ночного видения, позволяет наводить всё вооружение. Одна из главных фишек IHADSS — возможность наводить автоматическую пушку М230. Кадры, где пилот вертит головой, а пушка послушно следует в указанном направлении, впечатляют. Впечатляющая эффективность данной системы в связке с подвижной пушкой позволила пилотам мгновенно реагировать на резкое изменение обстановки и возникновение угроз на поле боя в горах Афганистана и городской застройки Ирака.

Внезапно — первая система НСЦУ, применённая в боевых условиях, была создана в ЮАР. На самолёты Mirage F1AZ был установлен нашлемный прицел отечественной разработки. Самолёты показали отличные результаты в боях с советской авиацией над Анголой. Новые возможности впечатлили и СССР. В итоге в середине 80-х на советских истребителях появляется знаменитая "Щель". На шлем ЗШ-5 или ЗШ-7 устанавливается специальный блок с монокуляром. Через монокуляр смотрим на цель, системы в кабине фиксируют направление шлема и разворачивают в сторону головки наведения ракет Р-73. Всё как у американцев в середине 70-х.

В начале 90-х советские Миг-29 остались в Восточной Германии и произвели впечатление на натовских военных. Миг-29 с "Щелью" и Р-73 уверенно побеждал натовские самолёты в ближнем бою. По итогам проведённых исследований подобные системы собственных разработок появились в Израиле, Великобритании, США, Германии, Франции. Наиболее массовой стала американская Joint Helmet Mounted Cueing System (JHMCS). JHMCS позволяет наводить ракеты практически во всей передней полусфере. На шлеме, кроме элементов целеуказания, также установлен монитор, на который выводится различная информация. Ведутся работы над возможностью применения ракет во всех направлениях, в том числе — стрельба за спину.

Самой продвинутой является система HMDS для истребителей F-35. Если до этого нашлемные системы дополняли индикатор на лобовом стекле, то в F-35 конструкторы полностью отказались от ИЛС. HMDS даёт пилоту всю необходимую пилотажную информацию, возможность наведения вооружения, а также создаёт дополненную реальность, позволяя смотреть сквозь самолёт. Система работает в комплексе с инфракрасными камерами самолёта и даёт пилоту как дополненное дневное, так и ночное зрение.

На фоне западных успехов в нашлемных системах иронично выглядит ситуация в России. Если в конце 80-х СССР сделал первую в мире массовую НСЦУ, то в 2021 году российские пилоты имеют в своём распоряжении в лучшем случае "Суру" — модернизированную советскую "Щель". Уже много лет российским пилотам обещают, что скоро-скоро будут хорошие, новые шлемы с мониторами, не имеющими аналогов. Однако на кадрах, например, боевой работы русских истребителей в Сирии не видно даже устаревшей "Суры". На секретность сослаться тяжело — интернет завален описаниями "Щели" и "Суры", кадры с этим блоком на шлемах русских пилотов ничего не изменят. Но российские истребители в Сирии даже на показухах летают без НСЦУ.

Впрочем, когда наблюдаешь проблемы российских пилотов, становится понятно, что ребятам вообще не до современной электроники, позволяющей побеждать в боях. Они сражаются за свою частную собственность со своим же командованием.

Недавно в сеть попала история штурмана разведчика Су-24МР капитана Евстифеева Павла Николаевича. История сочетает в себе трогательность и дикость. Глядя на победоносные отчёты в СМИ об успехах российской армии, даже в голову не может прийти, что личный состав может сталкиваться с такими проблемами. В анонимных телеграм-каналах выложили объяснительную капитана, где он подробно описывает командиру свою трагедию.

В 2015 году капитан Евстифеев купил за собственные деньги шлем ЗШ-7АП за 30 000 рублей. Покупку Евстифеев объясняет тем, что проводил много времени в командировках (434 боевых вылета) и, чтобы сберечь казённый такой же шлем, потратил деньги на приобретение собственного. В 2017 году жена капитана сделала ему подарок — заказала у мастера аэрографии художественную роспись личного шлема. За 12 000 рублей лётный шлем превратился в маленькое произведение искусства.

Рассказывая про шлем, Евстифеев упоминает, что неоднократно тратился и на другое снаряжение для боевой работы. Например, на лётный комбинезон взамен штатного, который протёрся до дыр. Капитан постоянно трогательно оправдывается, что купленное за свои средства снаряжение соответствует уставному, не уступает по характеристикам и не влияет в отрицательную сторону на выполнение работы.

На протяжении нескольких лет всем было наплевать, что защитник отчизны тратит средства из своего кармана на элементарные вещи, пока в конце декабря 2020 года на личный, расписной шлем капитана не положило взгляд командование. Два полковника Кашкин и Шкребтий забрали шлем, чтобы подарить его на новый год командующему ЦВО генерал-полковнику Лапину. На возмущение капитана полковники угрожали, что создадут комиссию о порче военного имущества. В итоге капитану пообещали, что в конце января командующему ЦВО Лапину подкинут аналогичный шлем вместо изъятого капитанского, а ему вернут личный. На конец января 2021 года Евстифеев так и не получил назад личную вещь и пошёл с обращениями по вышестоящим инстанциям. К началу февраля история обросла грязью внутренних разборок между командирами, пытающимися спихнуть с себя вину за воровство имущества подчинённого.

Самое загадочное в этой истории — то, что происходит в головах пилотов. Что заставляет их тащить службу. В драных комбезах, дырявых перчатках, на устаревших самолётах и с ворующими у личного состава командирами.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter