Заблуждения сердца более опасны, чем заблуждения ума.
Ф.М. Достоевский
Господин Роднянский посвятил свою заметку фразе, которая вызывает у него "жуткую оскомину" и о которой он признаётся: "Вот не люблю я эту фразу. Всю жизнь не люблю". Речь идёт о фразе французского графа Жозефа де Местра, написанной в 1811 году: "Каждый народ заслуживает своего правительства".
Казалось бы, после такого признания последует опровержение этого тезиса по существу. Однако все доводы против свелись к эмоциональному восклицанию в форме вопроса — "почему ей (фразе) обязательно надо верить?" и "я верю, что каждый народ заслуживает лучшего правительства, чем то, которое он имеет. Потому что лучшее правительство может сделать лучше и свой народ".
Предварительно, господин Роднянский напомнил читателям, каким мерзким типом был Жозеф де Местр — известный приём, используемый в полемике, когда нет весомых аргументов. Если какой-нибудь Адольф Эйхман утверждает, что дважды два четыре — этого не надо отрицать. У Эйхмана имеются другие "достоинства", которые позволяют с чистой совестью отправить его на виселицу.
И Гитлер, и Сталин, и Кимы, и Пол Пот, и прочие Дювалье были бы бессильны творить свои преступления без активной помощи народа, и не только в форме обожания.
Я не испытываю иллюзий, что могу кого-либо в чём-то переубедить, так как знаю, что у подавляющего большинства людей мозг работает по заказу эмоций. Просто в заключение приведу мысли ещё восьми знаменитостей, которые могут вызвать у некоторых читателей жуткую оскомину.
Фукидид, (460–395 до н.э.)
"...Тирания, это ужасное и гнусное бедствие, обязана своим происхождением только тому, что люди перестали ощущать необходимость в общем и равном для всех законе и праве. Некоторые думают, что причины появления тиранов — другие и что люди лишаются свободы по недоразумению и без всякой вины, просто потому, что они стали жертвой тирана. Но это ошибка... Как только потребность в общем для всех законе и праве исчезает из сердца народа, на место закона и права становится отдельный человек. Поэтому некоторые люди не замечают тирании даже тогда, когда она уже наступила. Тот, кто живёт в деспотическом государстве, сам в этом виноват, ибо принадлежит к народу, который в этом виноват".
Платон (427–347 до н.э.)
"Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев".
"Те, кто достаточно умны, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих".
"Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью".
Шарль Луи де Монтескьё (1689–1755)
"Если все согласны друг с другом и с правительством, то это не страна, а кладбище".
"Нужно сначала быть плохим гражданином, чтобы сделаться затем хорошим рабом".
"Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх".
"Каждый народ достоин своей участи".
Люк де Клапье Вовенарг (1715–1747)
"Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы".
Иоган Готфрид Гердер (1744–1803)
"Угнетают лишь тот народ, который позволяет себя угнетать".
Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832)
"Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой!"
А.И. Герцен (1812–1870)
"Долгое рабство — не случайная вещь: оно, конечно, соответствует какому-нибудь элементу национального характера. Этот элемент может быть поглощен, побежден другими элементами, но он способен также и победить. Нельзя освободить народ внешне более, чем он свободен изнутри".
М. Горький (1868–1936)
"...моему народу свойственно тяготение к равенству в ничтожестве, тяготение, исходящее из дрянненькой азиатской догадки: быть ничтожными — проще, легче, безответственней".
"... до отвращения терпеливый народ".