В международный День каминг-аута 11 октября важно помнить, на мой взгляд, что “выход из шкафа” - это не просто стратегия личной честности, но и часть диалога с обществом. От качества этого общества (от демократического до фашистского) во многом зависят и границы честности.

Существует “героический” нарратив, связанный с необходимостью каминг-аута, как важного условия для самоуважения - и с этим трудно спорить. Честность перед самим собой и окружающими, действительно, является залогом социального здоровья.

В “нулевые” годы я и сам написал много слов о смысле каминг-аута в авторской колонке на Каспаров.ру, объясняя оппозиционным читателям, зачем участники гей-прайда выходят на улицы с требованием равных прав. Даже помню свою первую статью на эту тему: “Гордости нечего делать в подполье” (в “нулевые” это было очевидно)..

Активизм для гея - это тоже каминг-аут, который был бы невозможен без открытости перед друзьями (за что я благодарен им до сих пор). С моим советским прошлым это было непросто, потому что “совок” был построен на двойной жизни.

Но к концу путинской эпохи моё отношение к активизму во многом изменилось. Взгляд на каминг-аут тоже стал сложнее. К 2014 году, по сути, завершился проект Московского прайда, потому что охваченное имперской истерикой общество потеряло субъектность. И поскольку активизм неизбежно обращён к обществу для наведения мостов с "большинством", - после захвата Крыма стало ясно, что активисты потеряли адресата своих акций. В состоянии агрессивной “невменяемости” общество перестало быть нашим оппонентом, превратившись во врага. Это было не то общество, ради которого стоило бросаться на амбразуру, - слишком много чести.

Открытое вторжение в Украину только подтвердило это впечатление. Имперский социальный организм был настолько отвратителен, что взывать к разуму и совести было равносильно проповеди в сумасшедшем доме. ЛГБТ-активизм в россии умер, потому что не к кому стало обращаться. Осталась миссия спасения людей от людоедства “большинства”.

Примерно то же самое случилось с каминг-аутом. Читая сайт “Дети 404” о судьбе российских подростков, где каждый второй спрашивал совета - делать ли ему каминг-аут в семье (о котором он читал много красивых слов), ты понимал, что гей-открытость в россии - это форма социального суицида. Точно так же, как и в тюрьме. (У неё с россией много общего).

Разумные читатели отговаривали школьников, предлагая (как минимум) дождаться совершеннолетия, отдельной жизни от родителей и финансовой независимости. Иначе жизнь превращалась в ад.

Но красивый нарратив о “человеческом достоинстве” и праве (даже обязанности) “быть самим собой” - толкал кого-то под колёса российской гомофобии.

Слава богу, никого из этих школьников я не соблазнил героическим призывом “быть собой”. Их главная задача - быть живыми. Сегодня надо помнить, что российский каминг-аут равносилен каминг-ауту в тюрьме. Не могу удерживать готовых к героизму, но это - их собственный выбор и зона ответственности.

Сама идея сексуальной открытости изначально подразумевает вменяемое общество, на которое ЛГБТ-люди могут повлиять, улучшая социальную среду. В отличие от цвета кожи в расистском государстве, секс-ориентацию можно скрыть, поэтому “Стоунволл” (1969) случился позже, чем Марши чернокожих на Вашингтон (1963). Но это звенья одной (разбитой) цепи.

Легендарный Харви Милк требовал от соратников делать каминг-ауты в семье, - активизм без полной честности ему казался невозможным. Но в нынешней россии такое требование было бы абсурдным.

В этом смысле, демократия (даже при наличии своих несовершенств) - подходящая среда для диалога в семье или в обществе. Но и в либеральных демократиях (как говорят десятки фильмов) “выход из шкафа” является стрессом, связанным с агрессией окружающих.

Чувство собственного достоинства стоит дорого - даже на Западе. Статистика школьного буллинга, травли, подростковых суицидов в западных странах - известна. Конечно, без традиции каминг-аутов не могло бы состояться никакое ЛГБТ-движение и правовое равенство. Но даже “Стоунволл” возник не из готовности к открытости, а из точки полного отчаяния и сопротивления насилию. Борьба за выживание питала этот “бунт”.

“Стоунволл” в россии случится (рано или поздно) на руинах имперского монстра. Подобно тому, как российское еврейство в начале 20 века шло в революцию, имея за плечами опыт антисемитского террора, так и российское ЛГБТ-сообщество окажется активным участником имперского развала (я уверен в этом). Не случайно многие ЛГБТ-активисты были участниками “штабов Навального” в годы надежд на действенность уличных акций.

ЛГБТ-активизм в россии ещё впереди, - но это будет не борьба за “социальный диалог”, а радикальная борьба за уничтожение старого режима. Загнав в подполье миллионы россиян, идиотская империя получила очередного врага, который ждёт момента, чтобы дать ответ…

А пока я вспоминаю свой советский каминг-аут перед близкими друзьями, - тогда он был не полным. Сексуальная открытость в семье стала бы началом тупика без выхода оттуда. Без интернета и литературы, при наличии уголовной статьи и психиатрической практики, я никого не смог бы убедить в своей правоте. Да и откуда мне было о ней знать? Кроме того, я бы перекладывал ответственность за свои личные проблемы на семью, которая в любом случае не понимала бы, что с этим делать. (Не в библиотеку же идти или на приём к психиатру).

Своим эгоистическим решением “быть самим собой” я бы причинил слишком много боли тем, кого любил - без возможности от неё освободиться. А ставить эксперименты на близких на тему любви и “принятия” я считал слишком жестоким решением. Хотя в принятии я не сомневался, но это был вопрос цены.

Как говорили героини в моём любимом фильме: “Разве обязательно говорить человеку, что он дурак?” - “Почему бы нет?” - “Да потому, что, может быть, он пришёл к тебе не за этим, а чтобы чаю попить”. Так бывает в жизни. Иногда любовь важнее честности.

Есть вещи поважнее каминг-аута, если вместе с ним ваша жизнь изменится к худшему. А значит, вы не сможете реализовать себя в какой-то важной части своей личности. Важно лишний раз сказать: нет никакого "единственно правильного" решения - всё зависит от условий жизни и ваших приоритетов. Один из армейских ветеранов в США совершил каминг-аут в посмертном завещании, - это было его право.

Для кого-то “быть собой” означает состояться в профессии и не вылететь с работы (что для данного человека важнее сексуальности). Для кого-то “быть собой” - означает активизм и протест против дремучего общества (ценой потерь в карьере и социализации) - и так далее. Иногда нам свойственно переоценивать сексуальность, но, например, для Тьюринга (я думаю) профессия была важнее “личной жизни”, независимо от исторической эпохи и времени выбора между гомосексуальностью и математикой в секретном проекте.

“Выход из шкафа” - это не просто личное решение. Это ваше личное дело. Поэтому не надо торопиться, вы должны быть уверены в выборе, представляя все его последствия. Важно не только что вы говорите, но и кому. Как писал Пушкин о Чацком, первое свойство умного человека - сразу понимать с кем он имеет дело и не метать бисер перед свиньями.

Ну а что касается максимы “жить не по лжи”, - то на то она и “максима”, чтобы быть нам маяком, а не картой лоцмана.

...

Фото: привет самому себе из 2007 года с Московского прайда. (Из серии: Когда мы были молодые, но чуши всё же не несли)).

Александр Хоц

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены