В Чечне и сопредельных республиках Северного Кавказа не прекращаются нарушения прав человека, в том числе "исчезновения" и похищения, пытки, произвольные задержания и содержание под стражей без права переписки и сообщения как в официально не признанных, так и в официальных местах содержания под стражей. Такие нарушения преимущественно остаются безнаказанными, поскольку личности виновных устанавливаются лишь в очень редких случаях, и они почти не привлекаются к судебной ответственности.

Тогда как официальные данные колеблются, совсем недавно, в декабре 2005 года, Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Лема Хасуев заявил, что ему известно о 2096 случаях насильственных "исчезновений", совершенных неустановленными сотрудниками силовых структур в Чечне. Вместе с тем, Международной Амнистии известно лишь об одном случае вынесения обвинительного приговора в связи с "исчезновением" в Чечне: в марте 2005 года Сергей Лапин был осужден за применение пыток к Зелимхану Мурдалову, который впоследствии "исчез".

Сообщалось, например, что в сентябре 2005 года сотрудники чеченских силовых структур произвольно задержали и пытали нескольких жителей чеченского села Новые Атаги, и один человек, как сообщалось, "исчез". По имеющимся данным, с 12 по 14 сентября в село по ночам приезжали многочисленные группы вооруженных людей в камуфляжной форме, которые задержали десятерых мужчин.

Начиная с 15-го сентября жители Новых Атагов в течение нескольких дней блокировали федеральную трассу "Кавказ", требуя сообщить, куда увезли задержанных и освободить их. За это время некоторых задержанных мужчин отпустили. Как утверждается, некоторых из них жестоко избили, пока они находились под стражей, однако они не решились обратиться в больницу в Чечне, а отправились за медицинской помощью в соседние республики Северного Кавказа. Пикет продолжался несколько дней, пока не выяснилось, что четверо оставшихся мужчин содержатся под стражей в изоляторе временного содержания (ИВС) Шалинского райотдела милиции в связи с убийством милиционера. Одного из этих четверых, 21-летнего Руслана Халаева, задержали в 3 часа ночи 14-го сентября. Как сообщалось, к Халаеву применяли пытки, в том числе избивали дубинками, обливали водой и пытали электрическим током до тех пор, пока он не согласился подписать "признание" вины. Однако местонахождение пятого задержанного во время спецоперации, Ислама Бакалова, не установлено, и есть опасения, что он "исчез".

Согласно Генеральной прокуратуре, предварительное следствие установило, что неизвестные сотрудники второго особого полка Министерства внутренних дел Чеченской Республики "захватили" семерых мужчин в селе Новые Атаги, включая Ислама Бакалова, "незаконно и в нарушение процедур".

По данным неправительственной организации "Общество российско-чеченской дружбы" (ОРЧД), в 2006 году на сегодняшний день в различных районах Чечни "исчезли" или похищены не менее трех человек. ОРЧД также сообщало, что практика проведения задержаний сотрудниками силовых структур в масках и без предъявления документов продолжается.

Продолжают поступать сообщения о целенаправленных убийствах мирных жителей чеченскими группировками вооруженной оппозиции. Например, правозащитный центр "Мемориал" в декабре 2005 года сообщил, что группировка вооруженной оппозиции выследила и убила трех гражданских лиц в селе Автуры Шалинского района, предположительно, в отместку за то, что они посчитали "сотрудничеством" с российскими федеральными властями.

Неопределенное положение вынужденных переселенцев в Ингушетии и Чечне

В Ингушетии условия проживания в лагерях для вынужденных переселенцев из Чечни остаются в целом стесненными и непригодными для жизни. Особенно тяжелы условия жизни в лагере, расположенном на территории бывшей молочной фермы. Однако во время визита Международной Амнистии в лагеря в сентябре 2005 года люди, живущие в подобных условиях, на встрече с делегатами организации заявили, что боятся возвращаться с семьями в Чечню, пока там продолжается насилие и злоупотребления и пока у них нет возможности восстановить разрушенные дома.

По информации, которой располагает "Международная Амнистия", в центрах временного размещения в Грозном, где проживают перемещенные в результате конфликта люди, в том числе вернувшиеся в Чечню после закрытия палаточных лагерей в Ингушетии в 2004 году, условия проживания неудовлетворительные и небезопасные для жизни.

chechnya.cjes.ru