Президент Кеннеди. Такое словосочетание звучит немножко странно. Произносишь имя Кеннеди — и сразу звучит: "убийство".
Конечно, судьба JFK теперь вечно будет восприниматься в ужасной тени того, что произошло в Далласе. Что бы мы говорили, как бы вспоминали президента, если бы его жизнь не оборвалась 22 ноября 1963 года?
Конечно, наше восприятие было бы в таком случае совершенно другим. Мы не знаем, что еще он успел бы сделать за оставшееся время своего президентства, был бы он избран на второй срок (ну, конечно, да!) и что бы произошло во время этого второго срока. Наверное, он продолжал бы свою программу борьбы с бедностью, вкладывал бы огромные деньги в программу "Аполлон" и с восторгом приветствовал высадку на Луне — ведь это же была его идея — отправить человека на Луну и вернуть живым и невредимым обратно.
Как бы все сложилось во Вьетнаме? Трудно сказать. Очень может быть, что Кеннеди свернул бы американское военное присутствие там или во всяком случае не стал превращать его в полноценную ужасающую войну — хотя, кто знает.
Но это все, увы, только фантазии. А есть то, что мы знаем.
Появление на политической арене молодого, обаятельного, невероятно энергичного кандидата в президенты, которого, вроде бы, принимали не слишком всерьез, думали, что все дело в папиных деньгах. Да и президентом-то он стал с совсем маленьким преимуществом.
А потом вдруг оказалось что этот "папенькин сынок" говорит и делает вещи, невероятно важные для его сограждан, да и для всего мира. Он сумел увлечь поколение молодых американцев словами о "новом фронтире" и предложением использовать свои силы для служения стране и миру. Стоя у Берлинской стены, он сказал "Я берлинец" — и показал, что не будет поддаваться советскому давлению.
И, конечно, главное, что он сделал — удержал мир на грани ядерной войны — не уступил Хрущеву, но и не впал в панику и агрессивную истерику во время Карибского кризиса. И это, наверное, главное его достижение. Во всяком случае, это то, о чем я прежде всего думаю сегодня, когда мир опять оказался на грани ужасной катастрофы.
Поэтому, наверное, сегодня самое время поговорить о Джоне Фицджеральде Кеннеди — о том, кем он был, чего добивался, и о том, как страшно оборвалась его яркая и прекрасная жизнь. Об этом и пойдет речь в новом выпуске "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".
! Орфография и стилистика автора сохранены