В октябре проходит Неделя видимости асексуальных персон, - людей, которых не интересует секс, как таковой, но это не значит, что они лишены романтических влечений и потребности в эмоциональных связях. Одна из букв (“А”) в длинной аббревиатуре, которая символизирует квир-сообщество, обозначает “асексуалов”.

Если пошутить на эту тему, то не совсем понятно, как “асексуалы” попали в число “сексуальных меньшинств”, - но шутить не стану, потому что понимаю: все романтические идентичности в гомофобном мире одинаково рискуют и заслуживают защиты.

Букв для обозначения сексуальных идентичностей (на моей памяти) становится всё больше. Теперь это длинное слово, которое уже выглядит некомфортно для языка (ЛГБТКИА+). Значок “+” резервирует возможные будущие статусы, но всё идёт к такому синтезу, который упростит сложную формулу до общего понятия “квир”.

Такова последняя тенденция. С точки зрения языка, это практично и удобно, потому что “ЛГБТКИА+” отдаёт канцеляритом, а “гей-сообщество”, которое могло быть зонтичным понятием, всё же выделяет слово “гей”. А “квир” вбирает всех.

Квир - это сексуально “нестандартный”, “странный”, “нетипичный”, даже “маргинальный” (шлейф прошлой гомофобии).

Синтез в языке стремится заменить усложнённую дробность понятий. Но так происходит и в жизни. Конфликтное общество постепенно приходит к общему пониманию многих вещей. На длинной исторической дистанции это касается и отношения к сексуальности. Когда-то маргинальные идентичности становятся частью нормы.

Это и понятно: в светском обществе религиозная нетерпимость перестаёт определять образ жизни и мировоззрение. Не случайно сама гей-идентичность (как образ жизни и социальная модель поведения) формируется только в буржуазном, пост-религиозном, светском обществе).

Затем следует время выхода из подполья, борьбы за открытость и социальное равенство. Радужная символика идеально отражает групповую солидарность и единство цели.

Но если помечтать о будущем, то дробление сексуальности (оформление идентичностей в видимые группы) должно завершиться синтезом. Радуга - это прекрасно, но она не висит в небе постоянно, а возникает в определённых условиях, - в “суммированном” виде - это “традиционный” белый свет.

Я думаю, с исторической борьбой разных групп за свою идентичность произойдёт то же самое.

Как только ваша сексуальная ориентация станет “не важна” и равноправна в числе других, - необходимость в её политизации просто отпадёт.

Выходя на улицы из клубного подполья ради политических задач, квир-сообщество со временем завоюет право на “обычность” и вернётся в клубные границы. Оно снова станет “невидимым”.

Символика радуги и борьба ЛГБТ за “нормализацию” сексуальности - это необходимый исторический этап на пути к определённому результату. А результатом станет то, что уже сейчас записала ВОЗ в МКБ-10: “гетеросексуальность, бисексуальность и гомосексуальность являются вариантами сексуальной нормы”. (Транссексуальность на подходе, её нормализация активно обсуждается).

Если бы это научное понимание (чудесным образом) стало общим достоянием (вопреки религиозной архаике), то, вообще-то, никаких “парадов гордости” “меньшинства” не проводили бы. В толерантном обществе нет необходимости в борьбе за равенство.

Скорее всего, к концу 21 века гей-прайды сохранятся как мобильный "музей”, это будет праздник в чистом виде, реконструкция и даже карнавал, у которого останется только культурно-исторический контекст.

Это произойдёт, если нормализация квир-сексуальности будет устойчивой и повсеместной, не требуя усилий для поддержки статус-кво. Но с возвращением любого неравенства, конечно, вернётся и прайд, как инструмент политической борьбы. (К сожалению, я думаю, что террор в “исламском мире” ещё долго будет давать поводы для прайдов солидарности, пока ислам не уступит место светскому обществу).

Возникнув в прошлом веке вместе с символикой радужных полос, ЛГБТ-движение вернётся к идее синтеза - общего “белого света”, потому что в принимающем и толерантном обществе “нет ни гея, ни натурала”, “ни эллина, ни иудея”. )

Сексуальность человека будет его личным делом. Скорее всего, она будет обладать пластичностью (флюидностью) на известной “шкале Кинси” и сможет свободно “путешествовать” между полюсами “гетеро” и “гомо” - в зависимости от настроения и “планов на вечер”.

Традиции публичных каминг-аутов тоже уйдут в историю, потому что из героического действия, которое может разрушить вашу жизнь и поставить крест на отношениях с семьёй, он превратится просто в информацию о том, кто вам больше нравится. И за этот выбор вас не будут травить в школе, выгонять с работы или сажать по статье.

Никого не будет волновать - кем является ваш партнёр. А церковь или государство не будут продвигать дискриминацию в виде государственной политики.

В идеале, такова логика развития: завоёвывая равенство, социальные группы становятся “невидимыми” (идёт ли речь о гендере, цвете кожи или секс-ориентации).

Но это новая “невидимость”. Как кто-то пошутил, на самом деле ЛГБТ-люди, выходя на прайды, борются за то, чтобы прайдов не было. Но к нормализации лежит долгий путь через “Стоунволл” и борьбу за право быть “как все” - то есть, быть “невидимым”, обычным и счастливым.

Быть частью радуги, ставшей белым светом, - это круто. Потому что чем меньше вы боретесь за место под солнцем, тем больше у вас сил для любви и реализации своего потенциала.

Александр Хоц

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены